четверг, 29 декабря 2016 г.

Сказка - ложь, да в ней намек

О сказках. Часть 1

В. М. Васнецов "Иван царевич на сером волке"
Сказка – особенный жанр народного творчества, знакомый нам с раннего детства. Она прочно вошла в мировую литературу, но сберегла свои черты и самобытность. В отличие от мифов, легенд, преданий и былин, сказка не претендует на историческую правдивость, не привязана к конкретным событиям и времени («В некотором царстве, в некотором государстве…»).

Сказки не схожи с реальностью и фантастичны. Животные разговаривают по-человечьи, время и пространство сжимаются по желанию рассказчика, а привычные предметы приобретают волшебные свойства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, молодильные яблочки).   

***
По своей форме сказка наивна, но в ней заложен глубочайший смысл. Сказка воспитывает и обучает нас с самого рождения. Ведь в ней вымысел и фантазия, через поэтический язык, народные сюжеты и образы  отражают культурные ценности создателя. 

В каждом детском возрасте есть свои сказки, но все они призваны помочь главному: привить ряд духовных ценностей, научить трудолюбию, дружбе, взаимовыручке, донести вековую мудрость - легко и между строк. 

Ребенок без труда воспринимает такой язык повествования, сопереживает героям, охотно верит сказке. Следует за ней, включаясь в фантастическое развитие событий, и сам не замечает, как перенимает глубочайший смысл и заложенную в строчках мудрость. 

***
Народные сказки не так просты, как кажутся при первой встрече. Например, всем нам знакомый «Колобок» в ранних вариациях олицетворял собой… луну. Каждый зверь, встреченный им на пути, откусывал по кусочку, и в итоге лисе доставалась только краюшка, которую она и съедала до крошки. Так детям рассказывали об устройстве мира и сменяющихся фазах луны.

Другой интересный пример - роль Бабы-Яги в волшебных сказках. Она изображена страшной старухой, которая живёт в дремучем лесу, летает в ступе с помелом и всё время грозится изжарить и съесть героя!  Но на деле Баба-Яга служит советчиком и проводником в мир мертвых. Ее избушка на курьих ножках - прообраз домовины, которые строили древние племена для своих умерших. 

Стоит пояснить и значение ее имени. "Баба" - это женщина, мать. В старину был глагол "ягать", что  означало "кричать, вкладывать в крик все свои силы". Ягали охотники, роженицы. Значит Баба-Яга - это главная матерь, мудрая женщина. 

В старину существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заворачивала в хлебное тесто младенца, клала на лопату и совала в печь. Затем вынимала ребенка, разворачивала с приговором, а тесто отдавали собакам. Ребенку от такого прогревания становилось лучше и он часто выздоравливал. Значит, Баба-Яга вовсе не желала никому зла, а лишь помогала людям.

Так в любой древней народной сказке можно разгадать подобный потаенный смысл.


Е. Горохова "Конёк-горбунок"

Такие разные сказки!

Поговорим о классификации сказок. Исследователи до сих пор спорят об их жанровых разновидностях, так как не всегда можно провести четкую грань, к какому виду относится та или иная сказка. Мы приведем лишь основные критерии сказочной классификации.

Все сказки можно разделить по их происхождению на народные и авторские (литературные), а по сюжету на: 
- сказки о животных, 
- волшебные сказки и
- бытовые.

Также существуют подкатегории: басни, небылицы, сатирические сказки и анекдоты, докучные сказки и другие. У каждого вида есть свои характерные черты, основные герои и сюжетные линии. Мы не будем подробно останавливаться на выявлении их особенностей – об этом заслуженными фольклористами написано большое количество исследований.

Рассмотрим отличие народной сказки от литературной. 
Фольклорная сказка отвечает трём основным требованиям:
- устность,
- коллективность и
- анонимность.

Авторская сказка тесно связана с народной, возникает на ее основе и перенимает ее сюжетные закономерности. Но в отличие от народной, литературная сказка до публикации не имеет устной формы и вариантов прочтения, она принадлежит конкретному автору и несет в себе узнаваемые особенности его стиля. Так сказки Пушкина или Андерсена мы  легко узнаем по первым же строчкам. 



В. М. Васнецов "Царевна-лягушка"

Как строится сказка?

Композиционно большинство сказок строится по одинаковой схеме.

1. Зачин – сказочная формула («В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были...», «У лукоморья дуб зеленый…»).

2. Основная часть:
а) Завязка – обнаружение героем потери/пропажи или нарушение им запрета. Здесь же начало противодействия, то есть отправка героя из дома.
б) Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
в) Кульминация – сражение героя с противоборствующей силой и победа (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
г) Развязка — это преодоление потери или недостачи.

3. Концовка («Стали они жить-поживать и добра наживать», «Устроили они пир на весь мир», «И я там был, мед-пиво пил…»).

По такой схеме строятся волшебные сказки, некоторые сказки о животных, а также большинство авторских сказок. Все эти закономерности служат узнаванию сказочного сюжета и доверию ему на основе узнавания. Кроме того, сказочный символизм помогает рассказчику строить, а слушателю воспринимать сказочное повествование. 

Рассказывая сказку детям, попробуйте остановиться в любом месте и предложить им продолжить за вас. Дети легко справляются с этим именно потому, что основные детали композиции повторяются из одной сказки в другую. Эти повторы закладываются в нашем сознании с детства и позволяют глубже принять сюжетную линию, а вместе с ней и сакральный смысл сказки.

"В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый" 

М. М. Пришвин




Комментариев нет:

Отправить комментарий