воскресенье, 8 января 2017 г.

Современная сказка

О сказках. Часть 2. 

Thomas Kinkade
В наш стремительный век современных технологий даже такая устоявшаяся структура, как сказка, не стоит на месте - она растет и развивается. Сказка перестала быть прерогативой отдельных писателей, она вернулась к людям, и вновь является элементом поистине народного творчества.

Сохранив свою структуру и символику, заложенную веками, теперь сказка не только несет в себе народную мудрость. У нее появились новые возможности: расширять творческие горизонты, лечить и исцелять и даже в какой-то мере трансформировать окружающую нас действительность.

Новая сказка стала более индивидуальна: ее «целебные» свойства направлены на конкретного человека или узкий круг лиц. Но при этом духовные ценности остались в ней прежними, общечеловеческими.

Формы работы со сказкой  многогранны и разнообразны, как сама жизнь. Все явления, которые нас окружают, могут быть описаны сказочным языком. Творческий подход к современному сказительству развивает воображение, как у рассказчика, так и у слушателя, дает широкое поле для импровизации и позволяет в иносказательной форме донести что-то личное и сокровенное. Чтобы убедиться в этом, можно прочитать книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии».

Джанни Родари
Сам Родари говорит о своей книге так: «Не надо воспринимать "Грамматику фантазии" как мою систему или сборник рецептов для приготовления сказок; она - всего лишь скромный экскурс в область фантазии как орудия познания действительности… Идея, лежащая в основе "Грамматики фантазии", проста: она сводится к тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все».

Но на деле Родари разработал целый ряд методов и техник, позволяющих развивать и усиливать творческие способности человека. Работа в школе дала ему возможность тут же, на деле испытать свои техники и убедиться в их действенности. «Бином фантазии», «техника фантастических гипотез», «сказки наизнанку» и многие другие открытия Родари по сей день имеют широкое практическое применение.

Книга Родари прежде всего написана для учителей и родителей, чтобы показать способы пробуждения и развития творческого начала у детей. Книга будет также полезна для людей творческих профессий, в первую очередь для писателей.

Вот только некоторые примеры и задания из книги:

•● Бином фантазии
Фантазию будит всё, что угодно. «Я лично придумал множество историй, начав с одного случайно выбранного слова» - говорит нам Родари. Но чтобы слова по настоящему заиграли, возьмите пару слов, разделенных некой дистанцией и никак не связанных между собой. Сопоставьте их (проще всего это сделать с помощью предлога и падежа), и вам откроется новое, фантастическое родство между ними. С этого и начинаются истории. Так возникает «бином фантазии».


•● Что было бы, если...
Техника «фантастических гипотез» настолько же проста. Она основана на вопросе: «Что было бы, если...?»
Для постановки вопроса берутся подлежащее и сказуемое в случайном порядке. На их сочетании и строится гипотеза, вопрос, ответом на который и будет новый рассказ или целая история.

•● Произвольный префикс
Деформирование слов, случайное или намеренное (чем так любят заниматься дети), также приводит фантазию в движение. 
Одна из разновидностей этой игры - произвольное добавление префикса. Достаточно к самым простым и привычным словам прибавить иноязычную приставку (анти-, архи-, супер-, микро- и т.д.), и вот у нас уже получилось обширное поле для фантазии.

•● Творческая ошибка
Замечательный пример творческой ошибки можно найти у Шарля Перро в «Золушке», где башмачок поначалу должен был быть из "vaire", то есть из меха, и лишь по счастливой оплошности превратился в башмачок из "verre", то есть из стекла. Стеклянный башмачок, конечно же, необыкновеннее, чем меховая тапочка, следовательно, намного притягательнее, несмотря на то, что обязан он своим появлением то ли каламбуру, то ли описке.
В любой ошибке заложена возможность создания рассказа.

Руф Сандерсон "Золушка"





Комментариев нет:

Отправить комментарий