четверг, 17 мая 2018 г.

Василий-знахарь и дочь лесного царя



На высоком яру у широкой реки раскинулась привольно деревня в сто дворов. Вкруг неё расстилались луга просторные да стояли леса дремучие. На отшибе, у самой кромки синего леса притулилась избушка, мхом покрытая. Жил в ней Василий-знахарь. Рано остался он сиротой, вырастила его бабушка, что сама людей травами пользовала, да внука к своему ремеслу приучала. А как померла старая знахарка, так Василий на её место заступил, честному народу помогать стал.

С ранней весны до первых снегов ходил Василий по лесам и полям, собирал травы целебные, помня бабушкину науку. И сам кое-чему учился, наблюдая за зверьём и птицами, приметы подмечая. В наследство досталось Василию умение не только с деревьями-травами шептаться, но и слышать голоса духов лесных. За дела добрые да за сердце чистое помогали они молодому знахарю советами и подсказками.

Василий дело свое делал справно: травы сушил и людей лечил от хворей разных. А как притомится по лесам бродить, сядет на бережку под берёзами, достанет свирель, что сам смастерил, и давай народ развлекать. Соберутся вокруг него девушки, хороводы водят, песни поют, перед другими парнями красуются. А Василий знай себе, играет.  

Вот однажды на вечёрку, на веселье да на мелодию ладную заглянули сразу три гостьи нежданные. Были то три подружки пригожие, белолицые да статные: Белюшка – дочка царя лесного, Ветреница – дочь Ветра и Маковка  – Водяного  невеста. Приняли их девушки деревенские в свой круг, завели хоровод встречный, затянули песню на новый лад. И Василий расстарался, пуще прежнего его свирель заливается. А он всё на Белюшку поглядывает, средь подружек её отличает. А сама красавица от него глаза прячет, да исподтишка поглядывает.

Так и повелось у них. Всякий день Василий по лесам бродит, травы выискивает, а вечером хоровод свирелью зазывает да ненаглядную свою поджидает. Маковка за подруженьку свою рада-радешенька, сама к свадьбе готовится и Белюшке Василия в женихи прочит, а Ветреница обиду горькую затаила. Между ней и дочкой царя лесного соперничество давнее бытовало. Обе хороши да пригожи, как сестры, только нрава разного: Белюшка добрая да весёлая, а Ветра дочка – тихая и скрытная. 

Как поняла Ветреница, что дело к свадьбе у молодых идет, так решила расстроить их планы. Позвала она знахаря на полянку далекую в чащу лесную, обещала слово заветное целебное открыть и траву неведомую показать. Но сомнения брали Василия, не обманула бы Ветреница ненадежная, как бы чего дурного не вышло. Как в воду глядел. Только дело для него превыше: не смог устоять перед возможностью науку знахарскую познать. Вот и отправился в путь.

Вывела его дорога к озеру лесному, повстречал он там Маковку. Подала ему девушка ладанку вышитую с лепестком одолень-травы, чтобы с пути не сбился да все трудности избежал. Поблагодарил её Василий и дальше путь продолжил.

Пока парень на полянку заветную добирался, Ветреница нашептала Белюшке, что не знахарь вовсе её суженый, не за травами он в лес ходит, а к ней в гости всё чаще заглядывает. И повела подругу короткой дорогой к поляне той. Там и встретились все трое. Не хотелось Белюшке в предательство друга милого верить, и решила она испытать молодца, верно ли его люди знахарем кличут, не обман ли это. Говорит Белюшка:

– Коли вправду люба я тебе, пойди на опушку леса, где с  тобой повстречались, и собери мои слёзы девичьи все до одной. Да смотри, поторапливайся, чтобы не успели они в капли кровавые обратиться. Как выполнишь условие моё, возвращайся.
Обрадовался Василий такому легкому испытанию. Знал он доподлинно, что девичьими слезами прозываются цветы ландыша, а к концу лета на нём созревают ягоды, похожие на кровавые бусины. Обернулся быстро Василий, и принес Белюшке целый букет ландыша майского.

– Молодец, Василий, угадал ты моё желание, и травному делу обучен, как я погляжу,– молвила Белюшка, – Теперь как пойдешь к Лесу- батюшке, принеси в подарок радуги кусочек.

Задумался Василий, закручинился, не знал он, как выполнить такое мудрёное задание. Прежде чем отправляться в лес, вышел он на берег реки, прислонился к Берёзе и рассказал ей про печаль свою. Зашумела нянюшка курчавая, засмеялась:

– Слышала я от людей заморских, кои проплывали на кораблях мимо, что прозывают осколками радуги ирис болотный, касатик по-нашему.

Запомнил Василий науку новую, поблагодарил Берёзу. Спустился в ложбинку, где ручей тихоструйный протекал, собрал ирисов ярких и сплёл из них венок разноцветный. А за одним приметил, где касатик лучше всего растёт, чтобы по осени за его корнем целебным вернуться. А венок на славу получился, будто кто радуги кусочек отломил. С тем венком пошел Василий свататься.

А Ветреница и тут не унимается, шепчет слова недобрые про Василия, быстрее ветра те слова до лесного царя долетели. А тут и Василий подоспел.  
Усмехнулся Лес-батюшка в усы пышные, расправил плечи могучие, да и молвил слово отцовское.

– Давно я за тобой, Василий-знахарь, наблюдаю, люб ты мне и дочке моей будешь мужем знатным. Засылай сватов, как только разгорится огонь невидимый. Коли не зря тебя знахарем величают, немудрёной тебе моя загадка покажется.

Пуще прежнего задумался Василий. Что за невидимый огонь такой и когда гореть он начнёт? Не пропустить бы тот час, да не опоздать бы к своему счастью. И Белюшка тоже призадумалась. Сама всё гадает, любит - не любит ее Василий, под силу ли суженому будет загадку отцовскую решить?

Возвращался домой от Леса Василий, да на опушке присел у старого Дуба, призадумался да и уснул, облокотившись на могучий ствол. Пожалел Василия великан, поделился с ним мудростью. И приснился тому сон сказочный.

В чаще леса, в самых дебрях, за медвежьим буреломом, в полночь летнюю глухую разгорается огонь. Но не жжёт он, не сияет, а немедля увядает. Это папоротник-цвет. Кто огонь тот заприметит, и сорвать цветок успеет, стать тот сможет невидимкой, птиц-зверей язык узнает, да богатый клад добудет.   

Проснулся Василий, встрепенулся и вспомнил тут же сказку, что рассказывала ему бабушка про папоротник и волшебные свойства цветка. А искать его надо в ночь на Иванов день. Обрадовался жених, поблагодарил Дуб за науку и побежал домой к свадьбе готовиться. И невеста рада- радешенька, юркнула с опушки, где пряталась в орешнике, и уж больше не гадала, а точно верила в любовь суженого.

Василий тем временем так рассудил: язык зверей и птиц он знает, в невидимках ходить резону нет, а клад свой он нашёл, когда Белюшку повстречал. И не стал время тратить на поиски цветка волшебного. Вместо того избу новую справил, а деревенский люд в охотку молодцу помогал. На Иванов день пошли всей деревней к лесному царю сватами, просить Белюшку за Василия отдать.

Свадьбу пышную сыграли на широком лугу между лесом и берегом. А Дуб с Берёзою стали дружками у молодых. Через год весь луг расцветился бело-синими красками, зацвели на нём васильки да ромашки. Девицы молодые да парни румяные ходили на тот луг гулять, венки друг другу плести да гадать любит- не любит. А Ветреница на них из чащи поглядывала, но встревать уж не смела.

---------
Ветреница или анемона – лесной цветок, с латыни переводится как «дочь ветров». Растение ядовито.
Белюшка – просторечное название ромашки лекарственной.
Маковка водяная – просторечное название кувшинки или одолень-травы.






Комментариев нет:

Отправить комментарий